МБДОУ №90 "Вишенка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска

eye

Эффективные способы заучивания стихов, скороговорок с детьми

(скачать)



Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

(скачать)



Обогащение словарного запаса детей

(скачать)


Как организовать логопедические занятия дома

(скачать)


СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ


Следить за общим состоянием ребенка, укреплять его организм. Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка, следить чтобы, после ангины дети не перенапрягали голос.



РОДИТЕЛЬ!

Даже если Вы молчаливы от природы – говорите со своим малышом, сопровождайте свои действия словами.



ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ!

Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас.



ГОВОРИТЕ ЧЕТКО!

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.



ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ!

Очень важно, чтобы ребенок, постигая и узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенка заинтересовал какой-то предмет, сразу называйте его несколько раз коротко, четко, выразительно.



ЧИТАЙТЕ! ЧИТАЙТЕ! ЧИТАЙТЕ!

Читайте стихи, сказки соответствующие возрасту ребенка. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку.



ПОМНИТЕ!

Не следует наказывать детей за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием, поэтому старайтесь делать ваше общение с ребенком интересным и увлекательным.



ВНИМАНИЕ!

Чтобы предотвратить речевые нарушения, необходимо своевременно обращаться к специалисту (учителю-логопеду) за квалифицированной помощью, так как многие дефекты речи исправимы.



ТОЛЬКО ВЫ!

Помните! Только Вы и Ваша вера в ребенка помогут ему развиваться гармонично!



СОВЕТЫ ЛОГОПЕДОВ

(скачать)


РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ: КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ?

(скачать)


О НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Многие родители, записывая детей в школу, сталкиваются с неожиданной трудностью. Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или в гимназию у него очень невелики.



Увы, многие родители замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия. Что же должен уметь ребенок? Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым



Возраст от 2 до 5 месяцев называется периодом гуления. Если Ваш ребенок раз-вивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу». Гуление не возникает у младен-ца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разго-варивая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие. В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания.



К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произ-носить слоги или цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.



К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемых взрослым. К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «на», «пить», «би-би», «ав-ав», «пи-пи».



К 2 -2,5 годам в речи крохи должны появиться предложения. Как правило это 2-3 слова, выражающие требование: «Мама, дай пи», «Маша пить дать». Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарная фразовая речь, то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.



К 3 годам ребенок правильно произносит гласные и простые согласные звуки (б–бь, п–пь, м-мь, т- ть, н- нь, к-кь, г-гь, в-вь, ф-фь), строит простые предложения, употребляет прилагательные(не огорчайтесь, если они будут звучать как: «хаесий», «пахой», «маикий»). Хотя в его речи много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.



К 4 годам ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. В этом возрасте малыш уже правильно произносит свистящие звуки (с, сь, з, зь). Он с удовольствием рассказывает, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Кстати, детские телепередачи или мультфильмы малышу необходимо смотреть вместе с взрослым, чтобы потом «обсудить» увиденное, а может быть и объяснить, если что непонятно. И по возможности исключите рекламу, постоянно «льющуюся» с голубых экранов. Не настаивайте, чтобы ребенок произносил в этом возрасте звук (р). Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного звукопроизношения.



К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки (ш, ж), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.



В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, умеет связно и грамотно говорить.



С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.



Небольшие, но очень важные советы

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот, горлышко. Научите надувать щеки и удержи-вать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую, надувать мыльные пузыри, дуть и свистеть во всевозможные дудочки.



Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.



Успехов Вам и Вашим детям!

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ?

Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки – очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.



Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.



«Сеансы» артикуляционной гимнастики также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим – «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.



Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.



Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!



На разные голоса

Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.



Игровые упражнения

Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям – в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут – а пользу от них трудно переоценить.



Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе). Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.



Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны - чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.



В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:



• Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).



• Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик – «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»



• Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).



• Упражнение «Киска-лакомка»

«Киска любит лакать молочко – вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.



• Упражнение «Зайчик-барабанщик»

Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).



• Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.



• Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».



• Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»



• Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»



• Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.



• Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».



• Упражнение «Ходики»

Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.



• Упражнение «Море волнуется»

Изобразите ребенку море - на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе - опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».



Игровые упражнения – в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую: «Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».



Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять – и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.



Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания? В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.



Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания, как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер – тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.



Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:



• Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер – она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.



• Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.



• Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу – вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».



• Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким.



• Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.



• Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка – которая улетит дальше других.



• Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите – как она может обнюхивать носиком – учащенно дыша носом.



• Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток – замечательное развлечение для любого малыша!!!



• Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.



• Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) – вот какая «буря» в стакане получается!



• Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох – ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек – сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».



Не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны – при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.



Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в развитии его речи!

Меню сайта