СолнышкоЛистики

МБДОУ №90 "Вишенка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска

Чтобы проголосовать за наш детский сад,
нажмите сюда!


eye

Советы музыкального руководителя

Приобщайте ребенка к музыке

music

КОГДА МОЖНО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ МУЗЫКОЙ?

Ответ один: с рождения. Но для каждого возраста существуют свои рекомендации. Иногда бывает, что двухлетний ребенок чисто повторяет звуки и мелодии, но чаще всего музыкальный слух надо развивать. Не спешите усаживать ребенка за инструмент. Очень часто такие ранние занятия приводят к потере интереса.



В два года

ребенок с удовольствием слушает песни из мультфильмов.



В три года

можно разучивать с ребенком первые песенки.



В 4-5 лет

стоит приобрести металлофон или игрушечное пианино, пусть малыш извлекает звуки и поет.



В 5-6 лет

уже можно привести ребенка в музыкальную школу в группу общего музыкального развития, где они поют, танцуют, изучают музыкальную грамоту.



Для того, чтобы заинтересовать малыша музыкальной грамотой советуем приобрести книгу талантливого педагога Натальи Дроновой «Музыкальный город». Прочитав ее, ребята откроют для себя целый мир в живой, игровой форме познакомятся с нотами, нотными знаками, научатся сами сочинять музыку, записывая ее.



МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение... Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.



Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.



В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека.



Пение.

Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Это своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.



Голос –

это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.



О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.



ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ



А-

снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;



Э-

улучшает работу головного мозга;



И-

лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;



О-

оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;



У-

улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);



Ы-

лечит уши, улучшает дыхание.



ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ



ОМ –

снижает кровяное давление;



АЙ, ПА –

снижают боли в сердце;



УХ, ОХ, АХ –

стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.



Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)



В, Н, М –

улучшает работу головного мозга;



С –

лечит кишечник, сердце, легкие;



Ш –

лечит печень;



Ч –

улучшает дыхание;



К, Щ –

лечат уши;



М –

лечит сердечные заболевания.



Но следует помнить, что для вокалотерапии лучше использовать мелодии русских народных и детских песен. /Практические упражнения вокалотерапии - минус песни «Калинка» и «Добрый жук»/



Песни, хорошие помощники и при выполнения массажа. Детей, особенно младшего возраста, очень трудно удержать в одном положение. Сергей и Екатерины Железновы сочинили песни для игрового массажа. /практическое – массаж «Дождик», «Пальчики»/



Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей?



При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.



Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм мозга.



Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши органы, что может разрушающе действовать на мозг. Среди вредных классических произведений специалисты отмечают "Венисбергскую сцену" Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. К категории композиций, действующих как психический яд, принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны. Анальгетиком в мире звуков являются религиозные произведения Баха и Генделя. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная - этот музыкальный феномен назвали "эффектом Моцарта". Его "Волшебная флейта" на самом деле может творить чудеса. /прослушивание/.



Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали "озвучивать" рок-музыкой, второе - классической, третье - фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке - до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, - 90 дБ. Так что делайте выводы!



В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях человека можно привести следующие произведения:



«Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, «Свет луны» К.Дебюсси -

при сильном нервном раздражении.



Мелодия» В. Глюка, «Грёзы» Р.Шумана –

действуют успокоительно, улучшают сон.



«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта –

помогает концентрироваться в течение большого периода времени.



«Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Юмореска» А.Дворжака, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа –

при головной боли.



«Свадебный марш» Ф.Мендельсона –

нормализует сердечную деятельность и кровяное давление.



- Для общего успокоения –

Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария»



- Для уменьшения раздражительности –

Бах «Кантата №2», Бетховен «Лунная соната»



- Для уменьшения головной боли –

Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян «Сюита Маскарад», Лист «Венгерская рапсодия № 1», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже» полонеза Огинского



- Для уменьшения злобности –

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»



- Для повышения внимания, сосредоточенности –

Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года»



- Для ритмичного дыхания, повышения аппетита –

маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди.



- Для уменьшения тревоги –

Шопен «Мазурка», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»



- Для снятии гипертонии –

Бах «Концерт ре-минор для скрипки»



- Для улучшения самочувствия, настроения –

Бетховен «Увертюра Эдмонд», Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» 3-я часть



- Для крепкого сна –

Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк «Мелодия»



- От мигрени –

Дворжак «Юморески», Мендельсон «Весенняя песня», Гершвин «Американец в Париже».



- От бессонницы –

Григ «Пер Гюнт», Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Мессне «Медитация», Родриго «Адажио», Оффенбах «Баркарола», Мендельсон «Песни без слов».



- От утомляемости –

Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и «Картинки», Штраус «Голубой Дунай», Чайковский «Времена года»



- Для стимуляции творческой деятельности –

Дунаевский «Цирк» Лея «История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»



- От гастрита –

Бетховен «Соната № 7»



- От алкоголизма и курения –

Бетховен «Лунная соната», Свиридов «Метель», «Лебедь Сен-Санса», Шуберт «Аве-Мария»



- От эпилепсии –

Моцарт «Соната К448»



- От язвы желудка –

Чайковский «Вальс цветов»



- Расслабление организма, восстановление сил -

Бетховен «Лунная соната», Равель «Караван», Лей «Мужчина и женщина»



- Нормализует работу мозга –

Григ «Пер Гюнт»



- От депрессии, половых проблем –

Поль Мория «Танго»



Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.



Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:



  • Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.
  • Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.
  • При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.
  • Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей. Приведу жуткий пример, существует статистика, что наибольшее число самоубийств совершается при прослушивании грустной музыки о любви. Так например в Турции в 1999 году после выхода песни «Bu aksam olurum»о несчастной любви, в Турции началась волна самоубийств, в результате чего эту песню запретили.

ПОМНИТЕ:

Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы "зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.



Прекрасной колыбельной для вашего ребенка станет знаменитая "Лунная соната" Бетховена. Старайтесь подбирать для малыша произведения, в которых задействованы один-два музыкальных инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше.



Музыкальная терапия противопоказана:



  • детям с предрасположенностью к судорогам;
  • детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
  • детям, страдающим от отита;
  • детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Ну вот и все, что я хотела рассказать про пользу музыки для воспитания и здоровья детей и взрослых. Слушайте хорошую и полезную музыку, будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и здоровыми.



КАК ОХРАНЯТЬ ДЕТСКИЙ ГОЛОС И ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ

Нельзя петь на улице в сырую и холодную погоду. В детском саду мы учим говорить детей спокойным тоном, без крика – что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, так как они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.



Многие дети поют не достаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.



Для развития слуха и голоса ребенка ему полезно больше читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки-потешки – народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3-х звуков.



Также необходима охрана детского слуха. Обязательно надо следить, чтобы в жизни ребенка было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему, притупляет слух. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Пусть лучше ребенок послушает или посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их.



Каждый ребенок имеет детскую библиотечку. И было бы неплохо, если бы вы собрали небольшую фонотеку – кассеты, диски – записи доступных детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса.



Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыку. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» музыку. К большим, серьезным чувствам и мыслям нас приобщают Глинка, Чайковский, Бетховен, Григ, все выдающиеся музыканты прошлого и современности.



Может быть, в свое время не всем из вас удалось приобщиться к музыкальному искусству. Хорошо, если бы вы сейчас не упустили эту возможность – слушая вместе с детьми наиболее легкие для восприятия произведения классической музыки, восполнить свои знания, умножить свои впечатления от музыки. К тому же новое время принесло новые произведения. Хочется подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга способствующего их духовному развитию, надо всячески поощрять. Хорошо послушать музыку и тогда, когда в вашем доме собираются друзья ребенка.



Какое воспитательное значение имеет песня для детей дошкольного возраста?

Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.



Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.



В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма. К.Д. Ушинский отметил: «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувства…»



От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности.



Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.



Пойте вместе с детьми и помните, какое воспитательное значение несет песня!!!



КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК



Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.



Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.



Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».



Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.



КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ



Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить, они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими музыкальными движениями, приучатся слушать музыку. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. В детском саду есть для этого все возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.



Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать.



Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально-слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении слушать музыку ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. В подготовительной группе при прослушивании пьесы Чайковского «Болезнь куклы» дети очень тонко подмечают настроение.



Музыка нужна детям не только на занятиях, но и в быту. Можно при обычной прогулке заметить, как шелестят листики, поют птицы и т.д. Музыкальное воспитание влияет на умственное развитие детей.



В каком возрасте можно начинать музыкальное воспитание?



Начинать музыкальное воспитание необходимо еще тогда, когда ребенок находится на животике. Процесс несложен: слушайте спокойную классическую музыку, пойте ребенку колыбельные, собирайте фонотеку или видеотеку с записями хорошей музыки для детей и т.п. И тогда вы несказанно удивитесь, почему ребенок в колыбельке не кричит, а вроде как воркует некий известный ему мотив, или подпевает песню, доносящуюся из радиоприемника и телевизора. Получается у него совсем чуть-чуть, но по меркам его возраста супергениально.